Что такое гиперактивность?

– Мой ребёнок гиперактивный, — говорят родители маленького пострелёнка, который возится у ног родителей, разбрасывает игрушки, хохочет, резвится, бегает и т.д. Часто термином «гиперактивность» объясняют подвижность, активность и даже непослушание детей. Порой его употребляют в ситуациях даже отдалённо не напоминающих истинное заболевание. Что же скрывает сам термин «гиперактивность»?

На протяжении более 50 лет врачи выявляли и пытались лечить детей, у которых наблюдались различные сочетания двигательной расторможенности, импульсивности, невнимательности, повышенной отвлекаемости. За это время несколько раз менялось название заболевания, появлялись новые точки зрения относительно причин и механизмов его возникновения, предлагались новые методы лечения.

После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, наконец, остановились на названии, несколько сложном для понимания читателя, но более точно отражающем его сущность: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Возникновения симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (или ближе к 3 годам), а первое ухудшение к началу обучения в школе. Подобная закономерность объяснятся неспособностью центральной нервной системы ребёнка с этим заболеванием справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических нагрузок. Максимальная выраженность синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной системы у детей. Три года – это начало активного развития внимания, памяти, речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения, в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст шесть-семь лет – это критический период не только для становления письменной речи, но также и для произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач во взрослой жизни. Родителям имеет смысл как можно раньше обращаться за медицинской помощью. Без активного участия родителей усилия специалистов, направленные на своевременное выявление и коррекцию заболевания, будут иметь низкий уровень эффективности.

Ранняя терапия в детском возрасте позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка, но будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.