Душа и психика

DSC04800A

Первый вопрос, который я себе задала, начав размышлять на тему «психика и душа», — это вопрос о том, что между ними общего? Почему-то то, что есть общим, мне показалось более важным, чем то, в чем же их различие. Возможно, общее важнее для меня по той причине, что в современном мире как раз более актуально для выживания, для реализации идей как раз то, что объединяет. Психика помогает ориентироваться во внешнем мире, управляет поведением и состоянием человека. Это внутреннее информационное пространство, мысли, чувства, переживания. Если говорить о душе не как о бессмертной части человека, а как о его нематериальной сущности, то оказывается, что именно она обуславливает жизнь, мысли и чувства, противопоставляя их телу. Получается, что общего более чем достаточно.

В Толковом словаре русского языка Д.Ушакова говорится, что «душа как совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека – это «устаревшая психологическая терминология». Но поскольку сам словарь Ушакова относится к советскому (а, следовательно, устаревшему) периоду, то я подумала о том, что «душа как совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека» — это как раз не устаревшая психология, а та, которая не соответствовала советской психологии. И я заинтересовалась, какие науки и как именно изучали психику и душу в разные времена?

Начнем с древних времен. Для «прачеловека» всякое страдание являлось природно обусловленным источником беспомощности. С развитием речи и мышления развивалось самосознание и человек получал новые возможности созидания своей жизни. Появились целители. Целительство непременно предполагает сотрудничество с другими: люди и животные обладают основанной на эмпатии склонностью стремиться оказать помощь при виде чужого страдания. Первобытный «помогающий специалист» должен был уметь распознать природу страдания, чтобы иметь возможность исцелять доступные влиянию недуги и быть сострадающим спутником больного неизлечимой болезнью. Практика искусства целительства требует от человека, чтобы он имел доступ в мир духов и был способен мобилизовать силу добра на борьбу против зла. Потому исцеляющие ритуалы включают молитвы, травы и церемониальные действа. Получается, что древние целители не изучали психику, имели отдаленное представление о душе, но работали, в конечном итоге, именно с ними, а не только с телом. Больные признавали за целителями власть, необходимую для того, чтобы победить болезнь, — власть, сопряженную с высоким социальным статусом. С другой стороны, испытывали глубокое недоверие, которое является неизбежным спутником зависимости. Вероятно, именно по причине этого двойственного отношения врачеватели порой попадали в немилость и подвергались преследованиям. Ведь именно то, что задевает душу, болезненно переживается.

В ХIХ веке естественнонаучное мышление достигло высшей точки, тело, его органы и функции стали центром внимания. Медицина приняла постулат объективности и принялась рассматривать свой объект – больного человека – как механическую систему. Субъективность и эмоциональность «объекта», как и самого врача, превратились в помехи, или «возмущающие факторы». Такие неизмеряемые вещи, как чутье и харизма врача или внушаемость больного, исключались из рассмотрения. Психикой со временем займутся психиатры, о душе забудут на какое-то время. Но ведь эмоциональный прессинг болезни, страдания отнюдь не смягчается одной лишь аппеляцией к рациональному пониманию. И часто рациональные методы оказываются неэффективными. Поэтому врачи должны ориентироваться на чувства и восприятие больного, соответственно, помнить о его душе и психике. Курт Людевиг в своей книге «Системная терапия» говорит о необходимости различения медицины и врачевания. Медицина связана со структурой и процессом, здоровьем и выздоровлением, содержанием и контекстом, а врачевание – с рамками человеческого взаимодействия, а соответственно, с душой и психикой, которые обусловливают жизнь, мысли и чувства. И не потому ли, что наши доктора забыли о душе, благодаря которой мы взаимодействуем, нам так не хочется лишний раз к ним обращаться?

Итак, будем надеяться, что медицина и врачевание найдут свои пути к человеку. А какие еще науки продолжали интересоваться психикой и душой, о которых так много думает сам человек? На границе ХIХ-ХХ столетий появились разновидности целостной психологии, стремящиеся объединить теоретический интерес к сложному устройству человеческого опыта с господствующей естественнонаучной методологией. К 1925 году Берлинская школа гештальт-психологии выдвинула основной постулат, согласно которому гештальты психики и физический мир взаимопроницаемы. Примерно одновременно с гештальт-теорией появились два других влиятельных психологических подхода – глубинная психология и поведенческая психология.Глубинная распространяла механистическую картину мира конца ХIХ столетия на общую теорию психики. Поведенческая разработала модель возбуждения и реакции. Оба эти подхода старались раскрыть детерминированность человеческого поведения. Согласно психоанализу, впервые так названному в 1896 году, психика является результатом сложного взаимодействия энергетических сил. Эти энергии отчасти служат самосохранению, отчасти ему препятствуют. Все происходившее в глубинах психики объяснялось сравнительно простой теоретической моделью: существуют «регулятор» (Я), источник энергии (Оно) и контролирующая инстанция (Сверх-Я). Психические процессы создают динамику, недоступную сознанию. Поэтому глубинная психология считает себя теорией бессознательного. Некоторые основополагающие идеи психоанализа оказали глубокое влияние на представление о человеке в ХХ столетии. К ним относятся следующие: переживания и поведение человека детерминированы его бессознательным; ребенок в процессе своего развития проходит последовательные фазы овладения объектом.

Война в начале ХХ века заставила всех, кто был неудовлетворен механистическим мышлением, размышлять не только об этических ценностях, но и о социальных предпосылках человеческого поведения. Кроме того, процесс возвращения к гражданской жизни солдат, прошедших войну, вызвал мощную потребность в психологическом консультировании. Поэтому в последующие годы возник настоящий «психобум» с сопутствующим новым рассмотрением задач психологии. Психологи все больше обращаются к рассмотрению контекста. В поле зрения попали другие, прежде игнорировавшиеся аспекты человеческой жизни: оветственность, креативность, любовь. Внимание к этическим и контекстуальным моментам дало начало двум новым психологическим ориентациям – гуманистической и трансперсональной школам. Для Роджерса гуманистическая психология означала путь к пониманию «самости» (Self), в процессе личностной встрече. А разговор о «самости», о встрече с собой разве может быть отделен от разговора о душе? Для Роджерса опыт – единственный источник истины, поэтому достоверное познание основывается прежде всего на эмпатии. И снова хочется сказать, что эмпатия неотделима от души.

После этого были десятилетия враждебного отношения к теории и бегства от нее во «внутренний мир», а за тем возврат к размышлению об основополагающих проблемах, таких как познание и коммуникация.

Отслеживая те события, которые происходят в нашей стране, можно предположить, что и у нас наступает «психологический бум». Кому-то придется быть медиком, кому-то заниматься врачеванием тела, а кому-то исцелять души. Или психику?.. Так или иначе, психика может рассматриваться в качестве самостоятельной динамики, не сводимой к телесным факторам. Психологи будут наблюдать, описывать и объяснять превратившиеся в человеческий опыт результаты этого биологического оперирования. Если прибегнуть к метафоре, «все подходы можно уподобить цепочке вулканических островов, обитатели которых в соответствии с географией своих земель создали собственные культуры и со временем уже почти перестали знать друг о друге» (Курт Людевиг).  А психика и душа все продолжают сосуществовать, то знакомясь друг с другом и с тем, кому они принадлежат,то вновь отдаляясь.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.