Фазы развития ребенка

  Как ребенок воспринимает мир?

В идеальном варианте психика ребенка должна развиваться так, чтобы в двадцать лет человек был психически зрелым. Но в реальности мы сталкиваемся с ситуацией, когда взрослые поступают на уровне 3-х лет…

Например, взрослый человек чувствует, что его любят, если его хвалят; что он нужен, если ему дарят подарки. Или стремиться во что бы то ни стало заставить близких удовлетворить его потребности: слезами, криком, молчанием, договоренностями…  Или требует немедленного удовлетворения его желаний. Или используют окружающий мир и людей в нем только так, как им удобно именно в данный момент.

Почему же взрослые люди ведут себя именно так? Каким образом это связано с их детством, с теми периодами, которых взрослые даже не помнят? Но именно в эти периоды на бессознательном уровне закладываются  понятия и о любви, и о безопасности, и об удовлетворенности.

При нормальном развитии ребенок проходит три разные фазы, на протяжении которых по-своему меняется образ мира. Поэтому очень важно, как в эти периоды ведут себя по отношению к ребенку родители.

Это оральная, анальная и эдипальная  фаза.

Оральная фаза  длится от рождения до полутора-двух лет. В этой фазе образ мира ребенка можно определить фразой: «Я есть то, что я получаю». Это тот период, когда самым важным есть немедленное удовлетворение потребностей ребенка. Младенец в оральной фазе должен приобрести опыт, что он – главная персона, которая немедленно удовлетворяет потребность в телесной близости и быстро может утолить голод и жажду. Новорожденный не плачет, когда голоден, т.к. не может видеть , что где-то поблизости есть те объекты – мамина грудь или бутылочка, — которые удовлетворяют его голод и жажду. Но ребенок представляет, что они рядом, и получает подтверждение этого через немедленное удовлетворение потребностей, т.е. мама сразу дает ребенку грудь или бутылочку. Потому крайне нежелательно в этом возрасте оставлять детей надолго без мамы – они теряют чувство безопасности. И потом во взрослом возрасте могут требовать постоянного присутствия рядом любимых людей, очень тосковать при разлуке с ними. Или же требовать немедленного удовлетворения их желаний. (Возможно, если вы спросите у своих родителей, как проходило ваше раннее детство или детство вашего партнера, то, используя знания об оральной фазе развития, поймете причины своих или их капризов и спокойнее будете к ним относиться). Так что смело удовлетворяйте потребности деток в этот период, хотя вам самим придется жертвовать собственными… И не думайте, что они вас тиранят, — они пока не знают, что это, а просто делают первые шаги в представлении о том, что мир – это не только они, но и другие люди.

 Но очень важно изменить свой способ общения с ребенком при его переходе на следующую фазу – анальную. (Внимание! Резко менять ничего нельзя!) Анальная фаза приходится на возраст от двух до трех лет.

Образ мира ребенка в этот период можно охарактеризовать предложением: «Я то, что выходит из меня». Если рассматривать поведение ребенка относительно окружения, видим: в этот период он обнаруживает, что может руководить собой (пользоваться горшком) и определять, позволять ли кому-то извне руководить собой («Я сам(а)! «Уходи!» «Не дам!»). Таким образом ребенок входит в так называемую «фазу упрямства», он все чаще пытается настаивать на своем и заставлять взрослых любой ценой удовлетворять его потребности. Это настоящий испытательный срок для родителей! (Кстати, поговорите со своими родителями, как они справлялись с вами в этот период. Если вы постоянно получали отказ, то теперь, чтобы не быть плохими родителями, можете бояться отказывать вашему ребенку. И тогда не вы его воспитываете, а он вас…) В этот период важно с самого его начала успеть провести четкие границы между вами и ребенком: он будет получать, но не все. Не теряйтесь, не стесняйтесь окружающих, не бойтесь, что ваш малыш вас разлюбит. Главное быть искренними: если у вас есть возможность, время (и то, что он просит – безопасно), дайте ему это. Но если такой возможности действительно нет (а не вам лень, не хочется и т.п.), тогда вздыхайте глубже и отстаивайте свои границы. Это хорошо, если ребенок будет знать, что мир не всегда ему поддается.

Пережив этот период, переходим к следующему. Эдипальная фаза – это ранняя стадия генитальной фазы. Может начать конкурировать с тем из родителей, кто с ним одного пола, перестает быть зависимым исключительно от мамы и интегрируется в семью. Ребенка в возрасте 4-5 лет можно характеризовать так: «Я есть то, чем себя представляю», «Я строю мир таким, какой мне необходим». Дети этого периода понимают, какого они пола. У них фантазии, не присущие взрослым. Они могу использовать вещи не по назначению, а так, как им удобно именно в этот момент. Фантазируйте с ребенком (фантазируя, вы получаете дополнительные возможности для развития и шлифовки его речи, что необходимо в этот период), не высмеивайте его фантазии, разрешайте строить «халабуды», устраивать первые пикники во дворе, наряжаться бог знает во что, скакать на палке и т.д. ( хотя по вашему искреннему усмотрению ограничения вполне допустимы). Одновременно можете начинать приучать ребенка к чистоте и порядку, но скорее всего он будет этому сопротивляться, т.к.»он же строит мир таким, какой ему необходим».

Но помните, что ребенок может преодолевать эти этапы развития только тогда, когда родители ведут себя соответственно в каждой фазе. Вы должны позаботиться, чтобы каждая фаза завершилась и перешла в следующую. Дальше, после шестого года жизни, наступят другие фазы развития, пока наконец уже в позднем подростковом возрасте не сформируется взрослый образ мира. Успешно справившись с ранними фазами развития, преодолев их непонимание, вы получите друга и партнера в своем зрелом возрасте в образе вашего уже взрослого ребенка.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.