Дитина допомагає по дому. Фото: pixabay.com

Приучать малышей к выполнению домашних работ, таких как мытье полов, полив цветов, протирание пыли с полочек, нередко заканчивается плохим настроением и самостоятельным решением поставленных задач. Обычно, дети не видят необходимости делать такую работу, более того, она не доставляет удовольствия и не интересна. Поэтому, чтобы добиться от малыша помощи, стоит:

  • начинать с небольших задач, объясняя их значимость (например, «нам нужно вытереть пол в ванной, потому что если оставить все как есть, появится плесень, а это вредно для здоровья»);
  • награждать за проделанную работу (хотя бы похвалой или чем-нибудь вкусненьким);
  • делать акцент не на объемах, а на качестве исполнения (давать чаду большие по объему задачи не стоит, так как это может отбить желание помогать в дальнейшем);
  • демонстрировать правильность выполнения не более двух раз (дети не могут сразу научиться в совершенстве выполнять даже самые простые задачи, для этого им нужно давать практиковаться, а не при малейших ошибках приступать к работе самому);
  • определить конкретные обязанности (следует поощрять самостоятельное выполнение задач без напоминаний). Например, в обязанности может входить мытье посуды за собой, уборка в собственной комнате, слежка за чистотой зеркала и раковины);
  • использовать форму игры (при необходимости). Это особенно актуально, если детей двое или больше. К примеру, можно устроить конкурс: «Кто лучше вымоет свой участок пола от грязи, тому приз» (естественно поощрение стоит давать всем участникам);
  • не бояться попросить ребенка о помощи (дети не всегда понимают, как это постоянно работать, выбиваясь из сил, поэтому можно попытаться объяснить это);
  • не критиковать, а объяснять, будучи терпеливыми (накричав на ребенка за неправильно или некачественно выполненные задачи, можно придать малышу лишь отрицательный опыт, который закрепится в подсознании и будет вызывать неприятные эмоции даже от одной мысли о подобной работе).

Важно: обязанности и задачи для ребенка следует определять, в зависимости от возраста — чем младше ребенок, тем следует давать меньшие нагрузки.

Читать по теме: Как убедить детей уехать на каникулы к бабушке с дедушкой

Как зафиксировать полученный результат?

Положительное подкрепление (например, покупка сладостей, игрушек) является базовым, но не единственным способом фиксации в подсознании ребенка мысли, что выполнение работы по дому приносит пользу и дает приятные бонусы.

Можно еще пообещать (например, за месяц выполнения поставленных задач) более масштабный подарок: покупка крутого конструктора, любимой игрушки и т.д.

Важным в этом деле есть также систематичность и дисциплина. Известно (научно обосновано), что привычка традиционно формируется в течение 21 дня. Поэтому, чтобы приучить ребенка к постоянному исполнению домашних обязанностей, нужно систематически (ежедневно или через день) выполнять их не менее 3 недель.

Дисциплинированность (организованность) также играет немаловажную роль. Например, четко структурированный режим (график, распорядок) дня может стать ключом. Зафиксировав в распорядке 15-30 мин на выполнение работ по дому, ребенок сможет легче самоорганизоваться, рассчитать свое время и не забывать об обязанностях.