Коммуникативная компетентность — это знания, умения и навыки эффективного общения. Хорошо развитые коммуникативные качества позволяют субъекту достичь заданной цели при коммуникативном взаимодействии.
С. Максименко и Л. Петровская характеризуют общение как сложное сочетание коммуникативных (обмен информацией), интерактивных (взаимодействие) и перцептивных (понимание человека человеком) компонентов, субъект-объектной и субъект-субъектной форм, репродуктивного и продуктивного, личностного и ролевого поведения.
Н. Волкова рассматривает общение как полифункциональное явление, обеспечивающее обмен информацией, сопереживание, познание личности, самоутверждение, продуктивное взаимодействие, выполняя следующие функции:
- контактную;
- информационную;
- побудительную;
- координационную;
- познавательную;
- экспрессивную;
- управленческую;
- установление отношений.
В зависимости от степени личностного привлечения существуют три основных уровня общения: социально-ролевое (кратковременное, ситуационное), деловое и интимно-личностное. Именно последний тип свойственен подростковому возрасту, являющийся ведущей деятельностью, выдвигая целью удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверие.
Под коммуникативной компетентностью понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Она предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятным партнеру по общению.
Коммуникативная компетентность формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. В процессе овладения коммуникативной сферой человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций посредством словесных и визуальных форм.
Ю. Жуков, Л. Петровская, П. Растянников трактуют коммуникативную компетентность через синоним понятия «компетентность в общении», способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Это понятие рассматривается как сложное сочетание перцептивных, коммуникативных, интерактивных элементов общения творческого и репродуктивного, глубинного и поверхностного, манипулятивного и субъектно-субъектного.
Структура коммуникативной компетентности
В структуре коммуникативной компетентности выделяют два компонента (типы компетентности): субъект-объектные — репродуктивные формы общения или овладения внешней, операционно-технической стороной поведения; субъект-субъектные — продуктивные, глубинные и личностно-смысловые образования.
Опираясь на принятую в социальной психологии структуру общения, включающую перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты, коммуникативную компетентность можно рассматривать в структуре общения. Тогда коммуникация — это информационный процесс между активными субъектами, с учетом отношений между ними. Однако часто коммуникация выступает синонимом общения.
Ю Крыжанская и В. Третьяков выделяют следующие составляющие коммуникативной компетентности:
- ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и опыте индивида;
- способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды;
- ситуативная адекватная ориентация человека в самом себе, собственном психологическом потенциале, потенциале партнера;
- готовность и умение строить контакт с людьми; внутренние средства регуляции коммуникативных действий; знание, умение и навыки конструктивного общения;
- внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
В структуру коммуникативной компетентности также входит умение осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры. Такие барьеры могут возникать в отсутствие понимания ситуации общения, которая вызывается различиями между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными и т.п.).
Барьеры в коммуникации могут носить также психологический характер, отражая индивидуально-психологические особенности участников процесса общения, их сложившиеся отношения: от дружбы к враждебности по отношению друг к другу. Таким образом, коммуникативная компетентность выступает как структурный феномен, содержащий ценности, мотивы, установки, социально-психологические стереотипы, знания, умения, навыки.
Общение в подростковом возрасте
Межличностное общение ребенка реализуется в общении со взрослыми и сверстниками. Их роль в формировании личности ребенка является качественно разной. Если в общении со взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий, то общение со сверстниками является своеобразным испытанием в личностной сфере, порождая специфическую моральную проблематику.
Группа сверстников, с которыми общается ребенок, оказывает влияние на развитие его личности. Именно в условиях общения со сверстниками подросток постоянно встречается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
Общение со сверстниками выполняет определенные психологические функции:
- реализует поступление специфической информации;
- способствует формированию навыков социального взаимодействия;
- облегчает подростку автономизацию от мира взрослых;
- дарит ему чувство эмоциональной защищенности и стабильности.
Как утверждает Л. Выготский, общение с ровесниками в этом возрасте приобретает такую ценность, что нередко отодвигает на второй план учебу и отношения с родными. Так, среди причин снижения успеваемости и нарушений поведения ведущее место занимает недовольство подростков своими отношениями со сверстниками. Именно необходимость быть значимым среди товарищей у многих подростков влечет за собой самые трудные негативные переживания.
Изменяются также критерии оценки сверстников, развивается умение ориентироваться на требования товарищей, учитывать их. В подростковом возрасте (по Б. С. Волкову) довольно неустойчивая эмоциональная сфера, поэтому даже если знания правил общения находятся на высоком уровне, дети могут иметь серьезные проблемы в общении.
Этот возраст характеризуется поиском своего «Я», референтных групп, места в социуме, подростковым кризисом, чувством взрослости, круг общения сводится к сверстникам в интимно личностном стиле.
Следовательно, в подростковом возрасте преобладает интимно личностное общение со сверстниками, играя ведущую роль в формировании личности в целом.