Комунікативна компетентність

Коммуникативная компетентность — это знания, умения и навыки эффективного общения. Хорошо развитые коммуникативные качества позволяют субъекту достичь заданной цели при коммуникативном взаимодействии.

С. Максименко и Л. Петровская характеризуют общение как сложное сочетание коммуникативных (обмен информацией), интерактивных (взаимодействие) и перцептивных (понимание человека человеком) компонентов, субъект-объектной и субъект-субъектной форм, репродуктивного и продуктивного, личностного и ролевого поведения.

Н. Волкова рассматривает общение как полифункциональное явление, обеспечивающее обмен информацией, сопереживание, познание личности, самоутверждение, продуктивное взаимодействие, выполняя следующие функции:

  • контактную;
  • информационную;
  • побудительную;
  • координационную;
  • познавательную;
  • экспрессивную;
  • управленческую;
  • установление отношений.

В зависимости от степени личностного привлечения существуют три основных уровня общения: социально-ролевое (кратковременное, ситуационное), деловое и интимно-личностное. Именно последний тип свойственен подростковому возрасту, являющийся ведущей деятельностью, выдвигая целью удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверие.

Под коммуникативной компетентностью понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Она предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятным партнеру по общению.

Особенности коммуникативной компетентности в подростковом возрасте
Фото: pixabay.com

 

 

 

 

 

Коммуникативная компетентность формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. В процессе овладения коммуникативной сферой человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций посредством словесных и визуальных форм.

Ю. Жуков, Л. Петровская, П. Растянников трактуют коммуникативную компетентность через синоним понятия «компетентность в общении», способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Это понятие рассматривается как сложное сочетание перцептивных, коммуникативных, интерактивных элементов общения творческого и репродуктивного, глубинного и поверхностного, манипулятивного и субъектно-субъектного.

Структура коммуникативной компетентности

В структуре коммуникативной компетентности выделяют два компонента (типы компетентности): субъект-объектные — репродуктивные формы общения или овладения внешней, операционно-технической стороной поведения; субъект-субъектные — продуктивные, глубинные и личностно-смысловые образования.

Опираясь на принятую в социальной психологии структуру общения, включающую перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты, коммуникативную компетентность можно рассматривать в структуре общения. Тогда коммуникация — это информационный процесс между активными субъектами, с учетом отношений между ними. Однако часто коммуникация выступает синонимом общения.

Ю Крыжанская и В. Третьяков выделяют следующие составляющие коммуникативной компетентности:

  • ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и опыте индивида;
  • способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды;
  • ситуативная адекватная ориентация человека в самом себе, собственном психологическом потенциале, потенциале партнера;
  • готовность и умение строить контакт с людьми; внутренние средства регуляции коммуникативных действий; знание, умение и навыки конструктивного общения;
  • внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

В структуру коммуникативной компетентности также входит умение осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры. Такие барьеры могут возникать в отсутствие понимания ситуации общения, которая вызывается различиями между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными и т.п.).

Барьеры в коммуникации могут носить также психологический характер, отражая индивидуально-психологические особенности участников процесса общения, их сложившиеся отношения: от дружбы к враждебности по отношению друг к другу. Таким образом, коммуникативная компетентность выступает как структурный феномен, содержащий ценности, мотивы, установки, социально-психологические стереотипы, знания, умения, навыки.

Общение в подростковом возрасте

Межличностное общение ребенка реализуется в общении со взрослыми и сверстниками. Их роль в формировании личности ребенка является качественно разной. Если в общении со взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий, то общение со сверстниками является своеобразным испытанием в личностной сфере, порождая специфическую моральную проблематику.

Особенности коммуникативной компетентности в подростковом возрасте
Фото: pixabay.com

Группа сверстников, с которыми общается ребенок, оказывает влияние на развитие его личности. Именно в условиях общения со сверстниками подросток постоянно встречается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.

Общение со сверстниками выполняет определенные психологические функции:

  • реализует поступление специфической информации;
  • способствует формированию навыков социального взаимодействия;
  • облегчает подростку автономизацию от мира взрослых;
  • дарит ему чувство эмоциональной защищенности и стабильности.

Как утверждает Л. Выготский, общение с ровесниками в этом возрасте приобретает такую ценность, что нередко отодвигает на второй план учебу и отношения с родными. Так, среди причин снижения успеваемости и нарушений поведения ведущее место занимает недовольство подростков своими отношениями со сверстниками. Именно необходимость быть значимым среди товарищей у многих подростков влечет за собой самые трудные негативные переживания.

Изменяются также критерии оценки сверстников, развивается умение ориентироваться на требования товарищей, учитывать их. В подростковом возрасте (по Б. С. Волкову) довольно неустойчивая эмоциональная сфера, поэтому даже если знания правил общения находятся на высоком уровне, дети могут иметь серьезные проблемы в общении.

Этот возраст характеризуется поиском своего «Я», референтных групп, места в социуме, подростковым кризисом, чувством взрослости, круг общения сводится к сверстникам в интимно личностном стиле.

Следовательно, в подростковом возрасте преобладает интимно личностное общение со сверстниками, играя ведущую роль в формировании личности в целом.